Наши дети не умеют играть

Интервью с психологом

Интервью с детским психологом
Ольгой Сергеевной Соловьевой

НАШИ ДЕТИ НЕ УМЕЮТ ИГРАТЬ

Мать для любого ребенка является первообразом. Она формирует образность по отношению к окружающему миру  у своего дитя при помощи игрушек, только задумываются ли родители над тем, что покупают… Наша собеседница детский психолог  давно исследует проблему детской игры. Мы попросили поделиться своими наблюдениями.

— Ольга Сергеевна, в своем докладе на Рождественских чтениях Вы сказали о том, что наши дети не умеют играть… Что Вы имели ввиду?

— В наш детский сад приводят детей из православных семей. Казалось бы, не должно быть никаких  серьезных  проблем, но приходится сталкиваться с детской агрессивностью… Я всегда стараюсь искать причину. Мои наблюдения показали: детская агрессия проявляется в играх. Дети приносят в садик игрушки: роботов, черепашек-нидзя, шреков, человеков-пауков, монстриков,  динозавриков, кукол-барби… Все эти игрушки не присущи русскому менталитету. Это образы из западных негативных мультиков и фильмов-сказок. К сожалению, часто случается так, что из-за занятости родителей на работе, они стараются утешать ребенка: лишь бы дитя не плакало, чем угодно. Все это формирует внутренний мир ребенка. Пятилетние девочки уже соревнуются: у чьей Барби лучше платье, мальчики воинственно настроены в плохом смысле этого слова. Приходится воспитывать родителей…

— Как?

— Собираем родительские собрания, объясняем: что к чему. Вообще, в плане воспитания я очень жестко веду политику: если родители не выполняют наших требований и предписаний, то мы расстаемся с ними и их детьми. Почему? Ни в коем случае нельзя допустить раздвоенного воспитания, когда дома монстры дозволительны, а в садике кубики да матрешки… Такая раздвоенность и двуличие кроме вреда ничего не принесут ребенку. Правда, родители относятся с пониманием к нам и выполняют наши домашние задания с удовольствием. Например, мамы с девочками шьют дома куклу, называют ее русским именем, вместе играют с этой куклой: кормят, укладывают спать. Мы просим девочек пропеть своим Машам, Верам, Любам, Дашам… колыбельные песенки. Удивительно, как девочки начинают любить своих сшитых куколок. Обращаются к ним : «Свет ты мой ясный!».  А сколько старинных колыбельных песенок знают…

Такие совместные вечера в изготовлении поделок и игры с родителями, очень по-доброму воспитывают душу, исчезает детская зависть, настраивает на положительные эмоции. Папам вместе с мальчиками предлагаем что-то смастерить из конструктора… Вы не представляете, как дети,  в хорошем смысле слова,  начинают гордиться своими родителями…Родители отмечают добрые перемены своих детей, вместе с негативными образами пропадает и агрессия. Ребятишки не расстаются со своими  самодельными игрушками.

— Получается, что вместе с детьми воспитываются и родители?

— Выходит, что так.

— Какие игрушки приобретаются детским садом?

— Матрешки, пупсы, белочки, мишки, зайчики, машинки, кубики, мозаика, конструктор…

— Скажите, а какие у Вас в детстве были игрушки?

— Мы жили очень скромно: зарплата у родителей была небольшая. Как-то я увидела в детском мире большую куклу Наташу, стоила по советским деньгам огромную сумму – 15 рублей. Представить себе не можете, когда бабушка мне на Рождество, совпадающие с моим днем рождения, подарила мне эту куклу. Она по наследству перешла моим дочкам… Вспоминаю, как я интересовалась у бабушки: во что она играла в детстве? Оказывается, сшитыми куколками, которые в приданое были даны ее матери, а ведь мало кто знает, что на Руси в приданое девушке полагалась корзина с куклами.

Даже игрушки моего советского детства воспитывали у девочек материнские чувства: скромность, добропорядочность… Современные Барби и Кены – культы гламурной жизни, провоцируют пороки: зависть, гордость, превозношение, похоть… Хочется также упомянуть о том, что воспитанные в скромности великие княжны – царские мученики предпочитали играть в простые куклы, одетые в костюмы разных народов России, хотя у них были и дорогие куклы в великолепных нарядах. Любимыми игрушками цесаревича были солдатики. Он устраивал с ними войны, маневры и парады. Уже в играх царские дети знакомились со славной историей своей страны, готовились к своему будущему предназначению.

— Ольга Сергевна, сейчас такое изобилие детских игрушек, что голова идет кругом. Как правильно их выбирать?

— Это просто – надо думать! Все заморское исключить. Протоиерей Андрей Кононов пишет: « Игрушка – это средство познания и вживания в мир. В детских руках она может стать райской веточкой или соблазнительным плодом с запретного древа. Игрушка – первая единица культуры, самая древняя ее часть. По ней можно определить – душа человека возводится к вечности или удаляется от нее…

Современную фабричную игрушку, несущую в себе откровенный вред детской душе и психике можно разбить на три группы.

Первая – некрофильная (некрофилия – любовь к трупам, к смерти) игрушка. Это не «бесовская», а неплодоносящая, вымороченная, технократическая игрушка. К ней относятся трансформеры, динозавры, монстры из фильмов ужасов, все возможные кровавые маски, навороченные сияющие машины с радиоуправлением, вопилки и мигалки, плюшевые зверьки, начиненные электроникой, пластиковые копии современного оружия.

Вторая – виртуальная игрушка. Сюда входят тамогочи, тетрисы, компьютерные игры, в общем,  все, что связанно с электронной виртуальной сферой.

И третья группа – это рекламно-идеальная или псевдобожественная игрушка. В этот вид вписываются все Барби мужского и женского рода со своей атрибутикой…» Манежи и ящики с игрушками для детей – это потенциальные миры, к которым он приобщается. А то, чем он будет заполнен, зависит от нас.

Если в них будут преобладать «копии» западных мультиков, то не лишним будет вспомнить книгу «Посмертных вещаний» преподобного Нила Мироточивого, афонского подвижника 16 столетия, где он говорит о том, что дети превзойдут своей злобой и лукавством не только взрослых, но и демонов. И настолько злоухищрены будут мысли и деяния подрастающего поколения, что падшей силе даже не придется искушать детей внешними приманками. Они будут по свободному произволению выполнять все то, чего диавол хотел бы от них добиться».

Беседовала Татьяна Доронина