Методические материалы

Система выявления и развития молодых талантов

организация работы с одаренными детьми

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ

Нам неизвестен одаренности секрет.
Природы дар лишь только ей подвластен,
Но тем ценней учителя совет
Таланту, чтобы не был он напрасен.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросу детской одаренности, к проблемам выявления, обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, и соответственно подготовки  педагогов для работы с ними.

В рекомендациях 1248 Парламентской ассамблеи Совета Европы, посвященной  образованию одаренных детей, говорится о том, что «особо одаренные дети должны пользоваться приспособленными к их нуждам условиями образования, которые позволили бы им полностью реализовать свои возможности, как в собственных интересах, так и в интересах общества. Ни одна страна не может позволить транжирить таланты». В современной концепции российского образования вопросам одарённости отводится важная роль.

Конечно же, мы понимаем, что истинный талант — гений рождается один на миллионы. В нашем случае речь идет о более скромных «искрах божьих», которых уместно назвать детьми с элементами одаренности, которые требуют все того же закономерного, планомерного, пристального внимания педагогов.

Дом детского творчества, а это порядка 850 воспитанников, обучающихся в 83 творческих объединениях на базе ДДТ, в микроцентрах на базах школ и детских садов, на протяжении многих лет осуществляет работу в данном направлении. В 2011 году разработана долгосрочная программа «Одаренные дети», ее целью является создание системы направленного выявления потенциальных способностей одаренных детей, их развития при педагогическом сопровождении и поддержке, где работа строится по трем основным этапам.

Первый этап

Аналитический (1-2 год обучения),  здесь, при выявлении элементов одаренности у воспитанников, учитываются их успехи в различных видах творческой деятельности, проводятся начальное и целевое тестирования.  В данный период ребенок имеет возможность попробовать свои силы в нескольких творческих объединениях, поэтому на первом этапе часы вариативной части обучения мы используем для организации многочисленных творческих мастерских:

-художественного слова;
-прикладного искусства;
-музыкальной культуры;
-изобразительной деятельности и т. д., что является источником приобретения новых знаний и нового опыта и  служит основой для трансформации этих знаний в других сферах деятельности в последующие годы обучения.

Второй этап

Диагностический (2-3 год обучения), здесь производится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через учебную и воспитательную виды деятельности. Как правило, на данном этапе воспитанники уже определились с выбором нужного направления дополнительного образования.

В  этот период осуществляется постепенный переход к обучению посредствам методов, развивающих мышление, побуждающих к самостоятельной работе ориентирующих на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. На этом этапе используем целесообразные групповые формы работы:

-спецкурсы, мозговые штурмы;
-ролевые тренинги;
-исследовательские, практические работы;
-творческие проекты, зачеты и т.д.

Третий этап

4-5годы обучения – этап формирования, углубления, развития способностей воспитанников, создания системы педагогического сопровождения и поддержки одарённых детей. Последние годы обучения – это особое образовательное пространство, в рамках которого создаются условия для развития коммуникативных компетенций ребенка.

Исходя из этого, формируется и новая методика организации образовательного и воспитательного процесса в учреждении ДОД предполагающая использование различных педагогических технологий:  игровых,  тренинговых, проектировочных, включающая:
-индивидуальные формы учебной деятельности воспитанников;
-работу по индивидуальным программам;
-выработку проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
-самоопределение воспитанников в профилирующих направлениях.

Отражением деятельности педагога дополнительного образования на всех этапах общеучрежденческой программы, способом оценки его труда является его собственная  программа, по которой он работает.

Содержание программ в системе дополнительного образования имеет свою особую специфику, учитывающую возрастные, психо-физические особенности обучающихся, их интересы и потребности, являясь при этом мощнейшим средством развития мотивации и способностей ребёнка. Если заглянуть в авторские программы наших педагогов, то увидим — там уже давно нашлось место творчеству.

Педагоги ставят и решают такие психолого-педагогические задачи, как развитие творческих способностей, творческого мышления, творческого потенциала личности, стремления к самоопределению и самовыражению, а, следовательно, и одаренности. При этом,  динамика развития способностей ребёнка отслеживается на протяжении всего периода обучения, результаты заносятся в личные портфолио и фиксируются в летописи творческого объединения. Особого внимания заслуживают авторские программы, содержащие учебные модули для одарённых детей таких опытных педагогов как:

  • Дмитрюха Т.И (т. о. «Вязание»),
  • Апухтин В.Ф. (т. о. «Начальная радиоэлектроника»),
  • Поликарпова И.П. (т. о. Театр моды «Арина»),
  • Анциферова Е.П. (т. о. «Вышивка. Русский стиль»),
  • Кужелев А.А. (т. о. «Радиоклуб «Эфир»),
  • Илюшечкин В.Н. (т. о. «ИЗО»).

Их воспитанники неоднократно становились призерами на конкурсах, выставках, соревнованиях областного и всероссийского уровней. Хотелось бы также отметить педагогов, работающих по программам развивающего и индивидуального обучения — это:

  • Доронина Т.Г. (т. о. «Журналистика»),
  • Новикова Е.Н. (т. о. «Развитие речи у дошкольников»),
  • Балалаева С. А., Каширина Н.Ю., Терехова В.И. (т.о. художественных направлений),
  • Полякова Т.Н. и Рассказова О.Н. (студия раннего развития дошкольников «Росток»),
  • Куксина М.М. (т.о. «Экологическое краеведение»).

Еще об одном, но очень важном условии успешной реализации программы следует особо сказать – о семейном  аспекте развития одаренного ребенка.
Знают ли родители об индивидуальных особенностях, склонностях своих детей? Готовы ли поддержать искру любознательности в своем ребенке? К сожалению не всегда. Но без хорошо налаженной связи «воспитанник – родители — педагог» осуществление любой  программы недостаточно эффективно.

Учитывая это, помимо проведения в различных формах родительских собраний, посещаемость которых, скажем честно не высока, мы начали работу по созданию родительского университета (по вопросам воспитания одаренных детей), осуществляя к каждому родителю, как и к детям, индивидуально-дифференцированный подход…

При подготовке одаренных детей к городским, районным, областным, всероссийским мероприятиям различного направления так же привлекаются родители, которых мы приглашаем для участия в работе мастер-классов. Добрые отзывы заслужили студии «Художественной лепки» и «Росписи по дереву», где проводят занятия  для детей и их родителей педагоги Беспалько О.И. и Титова С.А. Огромным творческим потенциалом владеют наши молодые креативные педагоги Гребенко В.Н., Титова М.Ю., Черкасова И.А., работающие по модифицированным   программам. Развитию одаренности у воспитанников способствуют творческие районные мероприятия, такие как:

  • -конкурс социальных проектов « Я гражданин России»,
  • -конкурс творческих проектов и исследовательских работ « Восьмое чудо света»,
  • -выставки декоративно-прикладного и технического творчества «Осенняя фантазия», «Зимняя сказка», «Волшебство детских рук»,
  • -фотовыставка «Жизнь цвета радуги»,
  • -всевозможные художественные конкурсы и фестивали, где для участников предоставляются самые разнообразные возможности для демонстрации своих способностей.

При всех существующих положительных сторонах  и возникающих трудностях в системе дополнительного образования (к сожалению, до нас модернизация ещё не дошла, а материальная база технических и художественных творческих объединений оставляет желать лучшего) в условиях широкого информационного пространства, сегодня  учреждениям дополнительного образования открываются новые возможности для развития личности ребенка и одаренной личности в частности.

Ясно одно: грамотное взаимодействие  образовательных учреждений,  учреждений  социума, властных структур способно решить многие проблемы дополнительного образования, ведь  каждый ребёнок заслуживает доброжелательной обстановки, хороших условий, разумного оценивания и признания своих, пусть даже небольших достижений.

Баканова Е.В.
Директор МБОУ ДОД
Карачевский Дом детского творчества

Похожие сообщения