VII Карачевские Образовательные Рождественские чтения
«Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее».
Баканова Е.В.
директор МБОУ ДОД
Карачевский Дом детского творчества
«Духовные ценности в системе дополнительного образования»
Духовные ценности, духовность… Что это такое? Откуда они черпаются и куда уходят? Кто является их проводником и можно ли научиться духовности? Что такое русский дух? Почему русские мало улыбаются? Почему человеку в возрасте то в шутку , то всерьёз говорят: «Пора тебе, друг мой и о душе подумать»? И можно ли считать духовным человека, который не любит своего ближнего?…
В последние годы мы так часто слышим слова: «падение нравов», «кризис духовных ценностей», зачастую оставаясь безучастными к ним. Очевидно от того, что слово и дело это разные понятия имеющие каждый своё содержание. И не случайно ещё философы древности и учёные умы просвещенных веков втолковывали нам: «Должно приучить себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели.» (Демокрит)
«О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным усилиям, а по его повседневной жизни».
В «Духовных рассуждениях…» схиархимандрида Иоанна (Маслова) читаем: «Жить духовно- значит непременно иметь благодать Святого Духа.», «Кто плоти слушается и повинуется тот плотский человек и есть, а кто духу следует, тот духовный.», «Духовность свидетельствует о способности человека жить добродетельно.»
Болезнь-падение духовности, наряду с наркоманией, алкоголизмом и другими пороками называют чумой современного века.
За всем хитросплетением ума,
Порою мы совсем не видим душу.
Друзей, любимых разучились слушать,
«Пируем, не пугает нас чума…»
Куда-то все бежим, летим, спешим,
Заботясь друг о друге по привычке.
Встаем и падаем, всё чаще ниц,
Несется жизнь- в тоннеле электричка,
Изматывая нас мельканьем лиц.
Как часто не хватает нам тепла…
И добрых глаз, и чтоб родные руки
Укрыли пледом тёплым в трудный миг,
Согрели в час потерь и дни разлуки.
(Е.Владимирова)
Мы с вами уже прочувствовали, что улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей. По данным статистики научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при одновременном резком снижении нравственности приводит всё больший процент людей к разочарованию в жизни, потере её смысла, нравственным отклонениям и расстройству психики. Растёт число детских суицидов, что беспокоит каждого сознательного человека.
Тревога и забота государства и всех людей, думающих о судьбах Родины, о необходимости возрождения духовности закономерна и крайне необходима. Это нашло своё отражение в образовательной политике: разработана концепция, создан ряд программ по духовно-нравственному воспитанию, которому посвящен целый подраздел в новом «Законе об образовании в РФ» и это уже огромная подвижка.
В ДДТ разработана программа духовно-нравственного развития.
Цель программы: создание условий для становления духовно-нравственной культуры у обучающихся. И целый ряд задач, направленных на решение следующих вопросов:
что делать? — воспитывать духовно-нравственную личность:
*нравственные чувства: долг, вера, совесть, ответственность, патриотизм, гражданственность;
*нравственный облик: милосердие, толерантность, комммуникабельность; *нравственные позиции : способность различать добро и зло, самоотверженно любить;
*нравственное поведение: готовность служению людям, своей Родине), где главная цель духовно-нравственного воспитания: формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации;
зачем делать?- для воспитания будущего гражданина и патриота;
как делать?- на основе дифференцированного подхода с учетом психологических особенностей, интересов и потребностей обучающихся;
на каком содержании? — на отечественных традициях и обрядах, культуре;
с кем делать?- со всеми субъектами образования и воспитания;
когда делать? — на занятиях, в свободной деятельности.
Три «кита» духовности: ВЕРА, СЕМЬЯ, ОТЕЧЕСТВО, их качественные характеристики должны быть незыблемыми и понятными, находиться всегда на слуху и подтверждаться делами.
Конечно при формировании воспитательного пространства у дополнительного образования есть свои преимущества перед школой, где ребенок в течение пяти-шести часов находится в системе постоянного строгого оценивания. По словам нашего президента Владимира Владимировича Путина преимущество дополнительного образования в том, что ребёнок благодаря опытным наставникам быстро находит свою нишу: к чему склонен, что ему интересно, здесь уже закладывается ориентир будующей профессии.
Пример тому — творческие объединения: «Журналистика», «Радиоклуб «Эфир», «Радиоэлектроника», «ИЗО», «Театральная студия» и др.
Есть среди наших воспитанников — выпускников и журналисты, и связисты, и дизайнеры, и радиоэлектронщики, и работники культуры, и педагоги дополнительного образования. В дополнительном образовании нет ЕГ, хотя аттестация присутствует, но в более щадящей форме. Здесь педагог чувствует себя более свободно.
Занимаясь любыми прикладными и другими видами творчества, он может вести, непосредственно на занятиях, самые разнообразные беседы, в том числе и духовно-нравственные о самых главных человеческих ценностях. Простой жизненый пример-пень во дворе ДДТ. Для человека далёкого от образования и воспитания-это непорядок, надо его выкорчевать. Для опытного педагога это не просто пень, а целая экосистема или относительная модель мироздания и конечно же предмет для исследования. Там живут десятки жучков и паучков. Вот муравьи пристроили здесь свой муравейник, а у них всё строго по расписанию. Все трудятся целый световой день, выполняя каждый свою задачу, солнышко село, все ходы и выходы закрыты (в пример, мультфильм ещё советский «Приключения муравьишки» — как иллюстрация).
«Ну и что.» — скажут одни. «Как интересно»- скажут другие. А учитель в это время делает своё дело: рассказывает, спрашивает, отвечает на вопросы: -Есть ли у муравья душа или нет? -Чем он думает? -Бывают ли муравьи добрыми и злыми? -Как солнечный свет влияет на жизнь муравьёв? -Чем муравейник похож на дом человека? -И есть лодыри среди муравьёв? (Ну а уж когда наши дети нашли на пне богомола… далее можно не продолжать.).
При этом дополнительное образование опирается на принцип добровольности. Мы понимаем, что это такое. Элементарный вопрос: чем бы подобный принцип обернулся для школы? Ответ неоднозначен, но предельно прост…
Сам путь становления духовности имеет несколько составляющих:
*что мы унаследовали (генная память, общечеловеческие ценности)
*что нам дала семья (семейные установки и традиции)
*что мы почерпнули из микро- и макро-социума (воспитательное воздействие внешней окружающей среды)
*что наработали лично.
Важно не упустить ни одного из перечисленных компонентов, осознавая, что работа над собой-это привилегия человека, где в просторной воспитательной нише главенствующее место занимает труд. Еще в древности говорили: «Труд избавит нас от трёх зол: скуки, порока и нужды.» Вспомните слова Заболоцкого: «Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь.»
В «Поучении» (одно из выдающихся произведений древнерусской литературы, написано, вероятно, в 1117г.) Владимира Мономаха (1053-1125г.г., внук Ярослава Мудрого-князь Черниговский и Переяславльский, а с 1113г.-великий князь Киевский) звучат заветы славного предка русичей, не утративших своего нравственного значения и в наше время. Вот некоторые из них…
*Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё и не станет лениться, а будет трудиться…
*…При старых молчать, премудрых слушать, старшему покоряться…глаза держать книзу, а душу ввысь…
*Научись верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый- не мсти, ненавидимый-люби, хулимый-молчи, умертви грех…
*Говоря что-либо дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если придётся крест целовать братии или кому либо, то, проверив сердце своё, на чём можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы преступив, не погубить души своей…
*Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибает и тело…
*Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинить вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтоб не стали проклинать вас…
*Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите…
*Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как отец мой, дома сидя знал пять языков, отчего и честь от других стран, леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…пусть не застанет вас солнце в постели…(Из сборник. Повести Древней Руси.)