План-конспект урока по теме:
Конспект занятия по актерскому мастерству «Мы- одно целое»
Титова Марина Юрьевна
Педагог дополнительного образования
МБУДО Карачевский ДДТ
Тема: «Актерский тренинг — неотъемлемый компонент творческого саморазвития личности»
Тип занятия: комплексное применение знаний, умений, навыков.
Цель: развитие творческого компонента личности посредством психофизических упражнений
Цель занятия: проверка теоретических знаний, умений и навыков актёрского мастерства в процессе работы над тренингами-упражнениями и этюдами, закрепление на практике.
Задачи:
Образовательные:
1. проверить и оценить уровень знаний, умений и навыков актёрского мастерства, пластики, сценической речи.
2. снять мышечные и психологические зажимы;
3. формировать способности к импровизации;
4. способствовать переходу порога сцены, преодолев страх перед публичным одиночеством.
Развивающие:
1. развить эмоционально-эстетическую сферу, образное мышление, фантазию, воображение, память, внимание, наблюдательность, чувство ритма, стремление к самовыражению;
2. развить способность к перевоплощению через создание этюдов;
3. развить физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;
4. развить умения взаимодействовать с партнёром, навыки свободного общения, коммуникабельности .
5. Развить речевой аппарат;
6. Развить пластические возможности тела,;
7. Развить умения взаимодействовать с партнёром;
Воспитывающие:
1. Воспитать умение работать в коллективе;
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнёрские отношения, любознательность, оптимистический взгляд на жизнь и собственную деятельность;
3. Мотивировать на дальнейшие занятия театральным творчеством.
4.Воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры.
Методы:
Развитие творческого потенциала ребёнка: на основе различных игр. Для построения занятий используются различные игровые варианты развивающих упражнений. В основном это варианты упражнений, используемые в обучении актеров. Т.е. при построении данного учебного занятия использованы профессиональные методы обучения учащихся навыкам актерского мастерства, сценического движения и сценической речи:
Голосо-речевой тренинг — освобождение природного голоса, формирование навыков открытого общения, систематическое совершенствованию речевого аппарата, постановка правильного дыхания, чёткой дикции.
Метод ритмического воспитания — «Ритмичность» у актера должна быть чрезвычайно развитой, чтобы он мог строить свое сценическое поведение в соответствии с творческим замыслом.
Актёрский тренинг — это непрерывная смена игр и упражнений, главная задача которых развивать у учеников внимание, наблюдательность, воображение, творческую фантазию, логическое мышление, органичность и непосредственность исполнения заданий. Элементы актерской техники вводятся постепенно, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с освоением нового материала.
Метод игровой импровизации — применяется на разных этапах обучения актера: в целях развития восприятия, воображения, живого непосредственного взаимодействия между партнерами, в действенном, этюдном способе анализа пьесы и роли, выявлении характерности и в ряде других моментов обучения.
Психогимнастика — метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Уменьшение напряжения, снятие страхов и зажимов, развитие внимания, формирование способности выражать свои чувства, эмоции, понимать невербальное поведение других людей.
Методы мотивации и эмоционального стимулирования: доброжелательность, поощрение, игра, обращение к жизненному опыту детей, поддержка, установка на успех.
Методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.
Метод усложнения заданий — от простого к сложному обязателен в обучении.
Оборудование: Ноутбук, колонки.
План хода занятий
1. Приветствие
2.Проверка домашнего задания:
— Знакомство участников со зрителем.
3. Изучение нового материала: сообщение новой темы, приемов, техникой упражнением.
Упражнения:
- «Хлоп-топ» ритм
- «Жила была бабка». «Хлопки» («Хлопки — ускорение», «Хлопок-ответ», «Хлопки хаотичные», «Хлопки – внимание»)
- «Технический ритм»
- «Чисты ушки»
- «Все наоборот»
- «Упражнение на мышечное расслабление и напряжение»
- Разминка тела
- Артикуляционная гимнастика.
- Голосо- речевой тренинг
4. Самостоятельная практическая работа
Показ этюдов «Зеркало»
5. Итог занятия.
Ход занятия
Приветствие
Педагог: Здравствуйте, уважаемые гости! Театральная студия «Созвездия «приветствует Вас на открытом занятии. Сегодня для учащихся 1 года обучения состоится совместное выступление перед зрителем.
Педагог: Сейчас я хотела бы познакомить Вас с тем, чем мы занимаемся в театральной студии «созвездие».
Современный мир диктует нам свои условия: чтобы добиться успеха в жизни — надо уметь общаться. Значит, учить детей общению необходимо. Занятия актёрским мастерством в студии развивают в детях коммуникабельность. Важно учить детей думать и видеть мир самостоятельно. Поэтому одной из важнейших задач образовательной программы театра является создание дружного, творческого коллектива.
Образовательная программа предусматривает следующие дисциплины: актёрское мастерство, сценическая речь, пластика.
А теперь непосредственно перейдем к теме сегодняшнего открытого занятия: «Актерский тренинг — неотъемлемый компонент творческого саморазвития личности».
Давайте поприветствуем наших актеров. И так мы начинаем!
1.Организационный момент
Учащиеся входят в музыкальный зал и становятся в шахматном порядке и выполняют по сигналу движения со звуком (Приветствие)
2. Проверка домашнего задания
Знакомство участников со зрителем.
Каждый участник знакомит в движении ритма себя со зрителем. Приветствует зрителя.
Позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником.
3. Изучение нового материала
Упражнения : «Хлоп-топ ритм» ( учитель задает определенный ритм и движение под музыку , и постепенно меняет ритм, задача ученика, не сбиться).
Педагог: Необходимая и неотъемлема часть во время репетиции, беседы, просмотра, выполнения упражнения — это внимание. В жизни оно непроизвольно и инстинктивно. Для сцены нам нужно воспитать иное качество внимания – целенаправленное, волевое.
Упражнение :»Жила была бабка . Дети Становятся в два круга, по парам (Педагог задает ритм, задача учеников петь песню и одновременно отбивать определенный ритм: «Хлопки — ускорение», «Хлопок-ответ», «Хлопки хаотичные», «Хлопки – внимание».
Дети перестраиваются в полукруг.
Итак, следующее упражнение называется «Технический ритм».
4. Упражнение: «Технический ритм».
Педагог передает хлопок.
Задача воспитанников — поймать его. «Хлопки – внимание» «Хлопки — ускорение»,
5.Упражнения «Чисты ушки». Дети через правое плечо переворачиваются спиной в полукруг. Должны, не видя, услышать определенный ритм и передать его другому ученику.
6. Упражнение » Все наоборот». Я говорю, что им сделать, а они делают все наоборот. И так на выбывание.
7. Пластическая разминка тела.
Проходит под ритмичную музыку и под счет:
— наклоны головой в стороны;
— перекатывания головы в стороны, представив, что это мяч;
— пожимания плечами;
— «Арлекин» — сгибаем руки как марионетка и крутим в стороны;
— «Змейка» — руки на ширине плеч, сгибаем до плеча с выворотом в исходное положение;
— «Волна» — руки на ширине плеч, совершаем волнообразное движение от правой руки к левой, затем от правой ноги к левой;
— наклоны телом в стороны
8. Артикуляционная гимнастика:
Полукруг. Спинки прямо, сидят на крае стула:
— рот закрыт, облизываем языком зубы снаружи и изнутри;
— губки вытягиваем в хоботок, двигаем по часовой стрелке и наоборот;
— губки в хоботок, затем улыбка;
— рот закрыт, двигаем языком вверх, вниз, в стороны;
— челюсть неподвижна, язык толкаем в стороны так, чтобы было видно движение языка;
— тянем язык до подбородка, затем до кончика носа;
— зубы сомкнуты, опускаем нижнюю губу, обнажая зубы;
— зубы сомкнуты, поднимаем вверх верхнюю губу, обнажая зубы;
— двигаем челюстью в стороны, затем нижнюю челюсть поднимаем вверх, нижнюю – вниз.
— цокаем
9. Голосо-речевой тренинг
Программа по методике голосовых упражнений.
— Нахождение правильного направления звука у детей (мычание на звук-М). Дети садятся на корточки, обхватывают руками коленки, и стараются найти нижний звук — «М»)
— Постепенно повышение с гласными по полутонам с гласными нараспев.
— Упражнения в отдельных регистрах.
— Упражнение «Эхо»
_ Упражнение на гласные буквы:
И-э-а-о-у-ы повторить 5 раз отчетливо
добавляем би-бэ-ба-бо бу-бы ( четко проговариваем)
после этого говорим скороговорку сначала медленно потом на ускорение:
Были бы у бабы бобы, Сварила бы баба болды
Сварила бы баба болды,
были бы у бабы бобы!
ви-ве-ва-во-ву-вы( четко проговариваем)
после этого говорим скороговорку сначала медленно потом на ускорение:
Водовоз вез воду из водопровода
ри-ре-ра-ро-ру-ры
Рададендраны из дендрария,
Из Дендрария рададендраны
Зи-зэ-за-зо-зу-зы
За-за-за вот идет коза.
Педагог: теперь вы будите повторять за мной текст в разной интонации:
От топота копыт, пыль по полю летит. ( Упражнение разрядка)
Педагог : А сейчас в завершение нашего урока, мы бы хотели показать вам творческие этюды на тему : «Зеркало». Я прошу вас присесть в творческий полукруг.
Самостоятельная практическая работа
Показ творческих этюдов детей, которые подготовили самостоятельно. Тема: «Зеркало».
Итог занятия
— Сегодня мы с вами разобрали несколько видов внимания, но на этом тема не заканчивается. Нам предстоит узнать еще очень много интересного о внимании, восприятии и воображении.
Вы узнали, что такое речевой тренинг.
Сегодня мы открыли дверь в волшебный мир театра. А войти в нее или пройти мимо решает каждый человек сам. Кто из вас хотел бы войти в эту дверь?
Вы поиграли, узнали много нового.
-Что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего занятия?
-Что же помогает актеру развивать его творческие способности?
(Правильно, внимание и восприятие.)
Те, у кого не все получалось во время тренинга, дома постараются повторить упражнения. (Называет имена ребят, кому и какие упражнения следует повторить дома).
Рефлексия.
По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы дарим друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы. Оцените, как прошло наше занятие. Оцените работу ваших товарищей. Оцените свой вклад в работу. Всем спасибо!
Прощание. (Звучит музыка, которая звучала в начале урока, дети начитают создавать ритм «Одного целого», встают поочередно и выстраиваются в финальный рисунок).
Педагог: Спасибо всем за внимания, до новых встреч.
На сегодня наше занятие закончено.