Методические материалы

Научиться дорожить временем (классный час)

Время и вечность

НАУЧИТЬСЯ ДОРОЖИТЬ ВРЕМЕНЕМ

Автор публикации
Доронина Татьяна Геннадьевна
         

Цель: раскрыть значение ценности  времени для бережного обращения с этой ценностью.

Задачи: 1) Дать определение понятия «времени»; 2) Мотивировать детей к бережному обращению — временем; 3) Дать представление о свойствах и значении времени в земной жизни; 4) Дать представление о вечности, где  времени больше не будет (Откр. 10, 6).

Учитель: Дети, каждый из нас хочет быть счастливым. Однако счастье наше во многом зависит от того, насколько человек правильно распоряжается своей земной (временной) жизнью.

Чего бы вы хотели достичь в  жизни? Что для этого необходимо?

Ответы детей.

Учитель: Из ваших ответов очевидно: каждый из вас желает быть счастливым в будущей семейной жизни, в работе, и, конечно же, достойно прожить жизнь. Однако редко говорится о том, все зависит от того, как  человек воспользуется главнейшей ценностью земного существования – ВРЕМЕНЕМ. Именно от этого зависит его ВЕЧНАЯ участь.

ВРЕМЯ

Для начала ответим на вопрос: Что же такое ВРЕМЯ?

Блаженный Августин отвечает на этот вопрос так: «Что такое время, как не равная, преемственная и последовательная перемена, которой с безусловной необходимостью подвергаемся мы и весь мир (Цит. по Иванов Н.П. Время и вечность. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. И.: Московской Патриархии, 1991. С. 68).

Библия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). «В творениях святых отцов Церкви – главным образом, Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского – мы часто встречаем объяснение выражения «в начале» в том смысле, что Бог сотворил мир из небытия, тем самым давая начало и времени». (Цит. по Иванов Н.П. Время и вечность. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. И.: Московской Патриархии, 1991. С. 68). В тропаре праздника церковного Новолетия говорится: «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благословил венец лета благодати Твоея». (Православный церковный календарь. М., 1997.с.51). Мы видим, что здесь очень четко прослеживается мысль о том, что все времена и сроки установлены Творцом.

Каковы же свойства времени? Схиархимандрит Иоанн (Маслов) говорит: «Велика, отцы, братия и сестры, тайна времени. Будущее невозможно предвидеть, прошедшее невозможно вернуть» (Избранные письма и проповеди, С.174). Святитель Тихон Задонский заставляет задуматься: «Время жития нашего краткое, и проходит, как вода мимотекущая; и потерянное не возвращается, как и слово сказанное: ты как его провожаешь и чем? Не в праздности ли? Не в суете ли? Не в гуляниях ли и пиршествах? Не в снискании ли чести, славы, богатства? Осмотрись! (4:188)» (Симфония по творениям Тихона Задонского, Самшит-издат, М.,  С. 211).

Итак, мы видим, что время: таинственно, непредсказуемо, безвозвратно, скоротечно.

«Время быстро протекает, поэтому со ВНИМАНИЕМ следить, чтобы оно не проходило бесполезно» (Симфония по творениям Тихона Задонского, Самшит-издат, М., С. 211). Вот как раз на это особенно необходимо обратить внимание родителей, воспитателей и педагогов. Проходить достойно школу земной жизни нужно научиться самому и научить этому детей.

По этому поводу святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит:

«Жизнь  — великая опытная наука. Нет ничего труднее, как проходить эту науку, тесный путь и узкие врата. И кто в школе матерней или в училище не навык вере и страху Божию и житию благочестивому, — тому особенно будет тяжело учиться в школе жизни. Тот, хотя бы он был в школе наук умен, многосведущ, был в большом почете за свои способности, в школе жизни оказывается невеждой, — мало того, иногда ни к чему непотребным, ни к семейной жизни, по причине своего неуживчивого характера или своего необузданного сердца, ни к общественной деятельности. Он бедствует и нередко терпит крушение в жизни, как нагруженное множеством товара судно в море, пущенное во время бури без руля, без снастей и парусов». (Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Как достичь святости. Практические советы и духовные наставления. Распределение ежедневного времяпровождения).

Из поучения святого мы понимаем, что без веры, страха Божия и благочестивой жизни пройти достойно земной путь невозможно. Обычные земные знания, не основанные на вере и благочестии, делают человека не пригодным ни для семейной, ни для общественной жизни, не говоря уже о подготовки перехода в вечность, где времени уже не будет.

Ребенок должен понимать, что человек воспитывается на земле для вечности. Вот почему святитель Филарет митрополит Московский обращает наше внимание: «Земля есть рассадник и училище для неба; потому надобно нам обучать себя хотя некоторым начаткам того, что делают на небе, чтобы оно после жизни земной не отвергло нас, как неспособных”, иными словами, “худой гражданин Царства земного и для Небесного Царства не годен”   (Святитель Филарет Московский. Государственный катехизис.2.1. Небесное достоинство Царства земного С. 6-7).

Для того, чтобы ребенок мог понять: что значит быть жителем града небесного, он должен четко осознать, что человек временен и вечен

Священное Писание говорит: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни. И стал человек душою живою (Быт. 2,7). Значит, человек принадлежит не только миру земному, но и небесному.

Известный русский поэт Ф.И. Тютчев писал:

О вещая душа моя
О сердце, полное тревоги,
О как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.

Иоанн Кронштадтский напоминает: «Все мы грешны, не имеем свободы от грехов, все мы, как и все вещи и существа в мире, и тела наши тленны и скоропреходящи, исчезновенны; между тем душа наша вечна и хочет вечного существования и старается чем-либо увековечить себя; верующие и благочестивые души имеют стремление к вечной жизни и считают здешнюю жизнь за сон и мечту скоропреходящую». (Иоанн Кронштадский. В мире молитвы. Слово 28-го июля 1907 г).

Согласитесь, не простая задача для родителей, воспитателей и педагогов научить ребенка «увековечить себя добрыми делами». Но к этому необходимо стремиться, ведь другой попытки (прожить жизнь еще раз на земле) не будет. Вся жизнь человека с момента рождения пишется набело. Святитель Филарет Московский говорит: «…смертный ,  доколе  ты носишь смертное тело , и вместе с ним подлежишь переменам, ты  можешь соделаться лучше или хуже. Но когда сложишь с себя одежду тления и смертности, тогда останется в тебе или бессмертное чувство добра или бессмертное чувство зла» (Святитель Филарет митрополит Московский. Т.1,  Слова и речи.  6. Слово в неделю мясопустную <1806–1808>, С. 294)

Итак, тело: тленно, скоропреходяще, исчезновенно. Душа: ВЕЧНА. От ежеминутного выбора человека в сторону добра или в сторону зла зависит его вечная участь. Далее святой отец отвечает на вопрос: «Для чего создана человеческая душа?» «…душа наша создана для света небесного и вначале была вся свет, вся сияние; в ней врожден свет, врожденно чувство и желание света. Направьте это стремление к исканию небесного света!» (Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе, т.2, запись 817). Что для этого необходимо?

Научиться любить Бога и ближнего. По словам о. Иоанна (Маслова): «Только любовь может привести человека к нравственному совершенству и удостоить его единения с Богом. Именно ради этой цели был создан человек, ради этого пришел на землю и искупил род человеческий Господь Иисус Христос, к этому же направлены и все правила христианской жизни». (Святитель Тихон Задонский его учение о спасении, Самшит-издат, М., 1995.С. 227).

Для чего даруется  временная жизнь человеку? Святитель Тихон Задонский говорит: «Смотри, человек; к чему ты позван? Ни богатства, ни чести, ни славы в мире искать, не банкеты строить, ни в гости ездить и гостей принимать и проч., но, от всех сих отвратившись, быть в покаянии, и так вечное СПАСЕНИЕ, к которому позван ты, о Христе Иисусе получить» (4:144) (Иоанн (Маслов). Симфония по творения Тихона Задонского, С.702).

О назначении человека на земле замечательно сказал в своих поэтических строках русский поэт П.А.Вяземский:

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье
Души, тоскующей в изгнании своем,
Святого таинства земного выраженье,
Предчувствие и  скорбь о чем-то неземном,
Преданье темное о том, что будет вновь;
Души, настроенной к созвучию с прекрасным.
Три вечные струны: молитва, песнь, любовь!

Для чего же Господь дает человеку продолжение дней на земле?

Воспитать в себе добродетели

Все добродетели имеют для человека непреходящую ценность, ибо значение каждой из них простирается в вечность.(Иоанн (Маслов) Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Самшит-издат, М., С.246).

А)Воспитать чувства. Для того, чтобы человек имел время покаяться и очиститься от грехов и страстей и чтобы истина и любовь совершенно проникли в сердце посредством воспитания чувств его относительно добра и зла.(Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе, часть 2-я). Б)Каяться. Если сейчас Господь по Своей милости призывает на покаяние, милует и помогает, то тогда «заключаются двери милосердия», прощение не имеет места, воздыхания и слезы не приносят плода (3:276; срав. 1:194).

Почему опасно откладывать время покаяния? «Ты говоришь: «Сегодня согрешу, а завтра покаюсь Хозяин ли ты завтрашнего дня? Если ты не вникнешь, как следует, то окажется, что и сегодняшним днем ты вполне располагать не можешь…Воспользуйся лучше  советом: сегодняшний день отдай покаянию, а греху не оставляй даже завтрашнего»(Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 8. СПб., 1902. С. 975). «Не должно отлагать времени своего исправления, потому что утренний (завтрашний) день неверен для нас: многие, замыслив многое, не дожили до утрешнего дня» (Свт. Василий Великий. «Духовные наставления». М., 1998. 2. Свт. Василий Великий. «Беседы». М, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001).

Исходя из этого о.Иоанн (Маслов) приводит поучительный пример: «Еще батюшка рассказывал: «Вот мне является один наш преподаватель. Все просит меня: « Да ведь ты же можешь, ну ты же можешь!». Хороший был человек, да вот не покаялся перед смертью. Я за него в монастырь подавал, сам молился. Потом перестал приходить. А другой являлся, так тот темный весь. Верующий, простой был человек, но грубый. Я говорю митрополиту: «Давайте, владыка, епитрахиль, поисповедуем его – и все», а владыка сказал: «Нет, время вышло. Уже все. Надо было при жизни исповедоваться» (Маслов Н. В. Схиархимандрит (Маслов) его пастырская деятельность и богословское наследие. М.: 1999, С.78).

Чем же необходимо ежедневно заполнять время?

А) Учиться вере. «Но также несомненная истина есть и то, что к этому царству мира, правды и любви мы должны здесь приготовиться. Этому приготовлению учит нас Евангелие, учит Церковь.  Мы  должны  обучить  себя  здесь  правой  вере  и всем христианским добродетелям: любви, простосердечию, кротости, смирению, благости и милосердию, непамятозлобию, воздержанию и началу и концу всякой добродетели — молитве всегдашней. Без молитвы христианин, как рыба без воды, жить не может. (Иоанн Кронштадский .В мире молитвы. Выборки из его писаний. Слово 28-го июля 1907 г.).

Б) Трудиться. «Для приобретения тленных сокровищ, временных выгод разве не употребляют трудов? А приобрести нетленные сокровища, вечные блага – будто уже и не стоит труда? (Святитель Филарет архиепископ Черниговский. Слово в день Вознесения Господня).

В) Молиться. «При постоянном молитвенном упражнении человек входит в духовное общение с небесным миром, переносится туда своим умом и сердцем, так что небесная отчизна становится для него близкой и родной уже здесь, на земле. А это приближение к вечности дает нам возможность опытно познать радость общения души с Богом и горним миром, радость новой, благодатной жизни во Христе». (Иоанн (Маслов) Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Самшит-издат. М., 1995. С. 252-253).

Г) Каяться «…через покаяние нам следует воскреснуть духом еще при жизни на земле, чтобы и в день всеобщего воскресения воскреснуть не для осуждения, но для вечной жизни на небесах» (Ин. 5, 29) (2:235). (Иоанн (Маслов) Святитель Тихон Задонский и его Учение о спасении, С. 274).

Д) Смиряться. «Смирение это мост, возводящий от земли на небо, мост, по которому восходили все подвижники благочестия». (Избранные письма и проповеди, С.166).

Е) Всегда милосердствовать.   «Побуждая к милосердию последователя Христова, святитель Тихон напоминает, что в вечную жизнь никто не сможет взять с собой материальные ценности: человек как наг приходит в этот мир, так нагим и отходит из него. Напротив, дела милосердия ради Христа являются залогом вечных, нескончаемых благ (2:349).

Е) Хранить чувства. «С пользою смотри, с пользою слушай, с пользою говори, и с пользою отвечай» (Святитель Василий Великий. Краткие изречения святых отцов и подвижников благочестия о том, как спасаться в этом мире. Для желающих усовершенствоваться в добродетели и удалиться от греха. Время и Вечность).

Ж) Контролировать свои поступки. «Мы должны постоянно следить за собой, за своими мыслями, делами и пожеланиями и всячески избегать всего того, что оскорбляет Бога и удаляет Его из нашего сердца. Самолюбие наше обыкновенно шепчет нам, что мы не хуже других людей, и силится разными способами извинить, оправдать наши греховные дела (Избранные письма и проповеди, С.123).

З) Воспитывать ангелов для неба. «Обращаясь к родителям, воспитателям, педагогам Святитель Тихон Задонский далее  говорит: «Кто думает, что нельзя воспитывать вместе для отечества земного и для отечества небесного; тот узнает, что он не имеет правильного понятия ни о земле, ни о небе» (Учение о спасении).

И) Всему свое время. «Птицы в свое время гнезда сочиняют, и плодят детей; скоты и звери в свое время сходятся, и рождают; рыбы так же в свое время; древеса  и травы в свое время одеваются листвой, цветут и плодоносят; земледельцы в свое время  сеют и собирают плоды; словом, всякой вещи свое время определил Создатель Бог наш. Этим научаемся, что и нам Бог время свое определил исканию вечного спасения. Время сие есть настоящее время (2:34) (Симфония. С. 211).

Филарет Черниговский говорит: «Все зависит от того, как пользуемся мы настоящим. Небо и ад в нашей воле». Исходя из этого можно заключить: настоящее время самое важное. Приведем  отрывок из сказки «Час воли Божией» известного русского писателя Н.С. Лескова:

— Какой час важнее всех?

— Теперешний… потому что всякий человек только в одном в теперешнем свое часе властен.

— А какой человек нужнее всех?

— Тот, с которым сейчас дело имеешь… потому что от тебя сейчас зависит, как ему ответить, чтоб он рад или печален стал.

— А какое дело дороже всех?

— Добро, которое ты в сей час этому человеку поспеешь сделать.

Доброго дела, которое можно сделать в теперешний час, не должно откладывать до другого, для которого есть или будет свое дело: потому что случай к добру может пройти, и с утраченным случаем утратилось бы добро, которому он благоприятствовал (Святитель Филарет Московский. Слово во вторник недели о слепом. Говорено при посещении города Клина в тамошнем Соборе, мая 21 дня 1829 год).

Исходя из приведенных поучений  святых отцов родителям необходимо акцентировать внимание детей на том, что жизнь пишется набело. Выражение «здесь и сейчас» должно всегда быть в сознании каждого ребенка, потому что о. Иоанн (Маслов) предостерегает: с переходом в вечность « наступает иное время – время суда и воздаяния, когда правда Божия требует ответа не только за нераскаянные грехи и беззакония, но и за каждое праздное слово(3: 276).

Очень важно, чтобы возраст земной жизни соответствовал духовному возрасту… Вот что по этому поводу говорит Климент Александрийский: «Можно ли смотреть без жалости на мальчика, который, имея восемь лет от роду, все также слаб и мал ростом, каков был и на втором году? Если пройдет еще три или четыре года, а он не подрастет и не укрепится в силах, то не немудрено почесть его уродом. – Не то же ль самое случается и с нами? Возрастаем ли мы в добродетели? Укрепляемся ли мы в силах душевных? На закате жизни не также ли мы малодушны, беспечны, прихотливы и нераскаянны? Какое же мы представляем собой зрелище перед очами Бога и Ангелов Его!..» (Климент Александрийский. Цветник духовный).

Для того, чтобы человек мог возрастать и укрепляться не только физически, но и духовно надо научить ребенка не тратить время на бесполезные дела и тем более на злые дела. Надо дорожить временем. Потому, что «Время дороже всякого сокровища» (2: 188) (Симфония  по творениям Тихона Задонского, Самшит-издат, М., 2003.С.211). Преподобный авва Дорофей предупреждает: «Если кто потеряет золото или серебро, то он вместо его может найти другое; если же потеряем время, живя в праздности и лености, то не сможем найти другого взамен потерянного» (преподобный авва Дорофей. Цветник духовный, С. 100).

Что ожидает человека, который не дорожить временем на земле?

«В юности говоришь: подумаю о душе в летах рассудка и зрелости; в зрелых летах, развлекаемый более прежнего суетою мира и попечениями житейскими, успокаиваешь себя надеждою, что под старость непременно будешь жить для Бога и для души своей; приходит старость, и ты вновь прельщаешь себя мыслию, что еще можно принести чистое покаяние во время последней болезни. Так пропадают и утро, и полдень, и вечер, и после сего, конечно, уже весьма вероятно, что тебя не готового застигнет смертная нощь» (Святитель Филарет Московский. Слова и речи. Том. 3, Слово во вторник недели о слепом). Поучительна в данном случае басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»:

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза…

Конечно же, в басне звучит призыв к труду для обеспечения благоденствия, однако именно Бог ждет от человека необходимых усилий, а не пассивного порхания и праздного время провождения в период лета земной жизни (лучших молодых лет), а не когда пришла старость и зима катит в глаза, когда смерть за порогом. «Естественно, замечает святитель Тихон Задонский, никто из людей не станет угощать гостей остатками от своей трапезы, тем более унизительно и даже грешно склонять Бога на милость остатками своей жизни, к тому же неизвестно, когда наступит минута, открывающая вечность» (2:351)

Каковы последствия пристрастия к земной (временной) жизни?

А) Уклонение от заповедей. «Пристрастие ко временной жизни, к здоровью ведет ко многим уклонениям от заповедей Божиих, к потворству плоти, к нарушению постов, к уклонению от добросовестного исполнения обязанностей службы, к унынию, нетерпению, раздражительности» (Святой праведный. Иоанн Кронштадтский. Мысли христианина о покаянии и причащении).

Б) Навлечение гнева Божия. «Эта греховная привязанность человека к земным благам и удовольствиям не может быть угодна Богу и не только никогда не привлечет Его милость, но, наоборот, навлечет гнев и суд Божий». (Учение о спасении).  Чтобы этого не произошло Иоанн Кронштадтский предостерегает: «Так всякий христианин бойся прилагать сердце к деньгам, пище, питию, нарядным одеждам, к нарядной квартире, к книгам, к светской музыке; да не любишь, не ласкаешь плоти своей чем бы то ни было: увеселениями ли, видами ли изящными, яствами и напитками, сном, праздностью и леностью, срамными делами, играми, праздными путешествиями, пустыми книгами и зрелищами. Единого Бога возлюби всем сердцем, всею душою и всею крепостью и всем помышлением, и ближнего, как себя, а ко всему прочему в мире будь равнодушен, ни к чему пристрастен».

«Если бы Бог по Своему правосудию наказывал человека за каждое преступление, то он не смог бы прожить и малое время, о чем еще свидетельствовал Пророк: «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?» (Пс. 129, 3) (1:88)

Чем больше живет человек, тем больше у него накапливается неправд, совершенного зла и неразрешенных проблем. Все это давит на сознание тяжелейшим гнетом, заставляя человека торопить время, в надежде убежать от самого себя. Как утверждают некоторые богословы, греховность мира влияет и на реальную скорость временных процессов. Чем греховнее становится мир, заполняясь злом, тем быстрее хочет кончится время, которое как бы уже не в силах наблюдать за растущим беззаконием. Так, святой Нил Мироточивый пишет, что в последние времена «день будет вращаться, как час, неделя – как день, месяц – как неделя, и год – как месяц, ибо лукавство человеческое сделало то, что стихии стали напряженными, начали еще  более спешить и напрягаться» (Цит из кн. Таинство веры. «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого». Глава 34).

Для наглядности можно привести продолжительность жизни первых людей. Адам прожил 930 лет, Сиф прожил 912 лет. Енос – 905 лет… Средняя продолжительность современного мужчины в России составляет всего 57 лет. Статистика, прямо скажем, не в пользу современного человека. Она ужасает и заставляет обратить взор внутрь себя. Родители понимают, что без участия в богослужебной жизни не возможно никое исправление жизни, невозможно спасение. Церковь это место, где встречается временное и вечное. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, который служил литургию ежедневно, говорит: «Входя в церковь,… вы входите как бы в особенный какой-то мир: непостижимый, невидимый…В мире вы видите и слышите все земное, преходящее, преходящее, хрупкое, тленное, грешное… В храме вы видите и слышите небесное, непреходящее, вечное, святое… Храм – преддверие неба и рая». (Цит. по Архиепископ Вениамин(Федченков). Небо на земле. М., 1994, С.70).

Поэты также писали о том, что Евхаристия находится «вне времени» Б.Л. Пастернак говорил о причастниках: «бессмертие на время».

О.Э. Мандельштам в своем стихотворении о богослужении писал:

Богослужения торжественный зенит,
Свет круглой храмины под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули
О луговине той, где время не бежит.

В Богослужениях торжественно, с живописующею, наглядною, образною обрядностью все спасительные события из жизни и деяний Господа нашего Иисуса Христа, все домостроительство Его спасения как в Ветхом, так и в Новом Завете. Это полезно и нужно для утверждения нашей веры, надежды и любви, для духовного воспитания человечества, для всегдашнего научения его догматам веры, различным добродетелям: верности, мужеству, терпению, кротости, незлобию, смирению, нестяжательности, воздержанию, чистоте и целомудрию и прочим добродетелям (Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе).

ВЕЧНОСТЬ

В ходе нашей беседы мы часто касались понятия «вечности». Что же такое ВЕЧНОСТЬ? Вечность, как пишет святитель Григорий Богослов, «ни есть ни время, ни часть времени; потому что она неизмерима». (Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Собрание сочинений в 2-х томах. Репринтное издание. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С.525).

«Вечность пристань души. Туда утекли все  предшествовавшие нам времена; в этой пропасти скрылись все миллионы людей, сменявшиеся поочередно на лице земли. Пред нею, пред ее взорами родился мир, размножилось человечество, образовались племена, народы, царства… Все в ней должно исчезнуть; все – ее жертва; на все глядит она, как жаркое внешние солнце на хрупкий, слабый внешний снег… А на вечность смотрит, засматривается в безмолвии, в тишине своего уединения отшельник. Наставленный этим зрелищем, он… называет все временное …суетою. Он убеждается, что назначение человека не для земли, а для Неба» (Святитель Игнатий Брянчанинов. Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова, Т. 8, 2007, С. 317).

Известный русский поэт Г.Р. Державин четко осознавал, что время противоречит вечности, вечность вовсе не бесконечность времени. Вечность — отсутствие времени. В оде «Бог» поэт сопрягает имя Творца с вечностью:

О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества!
 
Хаоса бытность довременну
Из бездн ты вечности воззвал,
А вечность прежде век рожденну,
В себе самом ты основал…

О свойствах вечности  Святитель Тихон Задонский говорит Так: «Вечность есть всегда и никогда, то есть, всегда будет и никогда не кончится (Святитель Тихон Задонский. Цветник духовный). Размышления о вечности – душеспасительны для детей и взрослых, они способны исправить жизнь человека и даже соделать его святым: «Мысль о вечности всегда производила великое действие: она воодушевляла мучеников и делала для них нестрашными самые лютые страдания; она затворяла в пустыне подвижников и доводила их до подвигов самоотвержения не человеческого; она останавливала даже закоренелых грешников на пути беззакония и подавала им мужество сразиться со своими страстями» (Иннокентий архиепископ Херсонский. Слово на акафисте  Преподобному Сергию. О памятовании смерти, 1962 г).

Сятитель Тихон Задонский говорит: Вечность человека удерживает от греха, усмиряет страсти, отвращает от мира и всей его суеты, сокрушает сердце, рождает слезы покаяния, возбуждает к молитве, и делает истинное сердечное воздыхание. Вечности размышление и память может и самого развращенного исправить. Вечности рассуждение наполнило жителями пустыни, вертепы, горы и пропасти земныя… От разсуждения вечности разбойники, убийцы, грабители, блудники и блудницы и прочие тяжкие грешники сделались святыми и избранниками Божиими» (5:209—210).

К чему приводит  забвение о вечности?

Забвение о будущей жизни ведет к забвению всех добродетелей и обязанностей и превращает человека в скота или зверя (Святитель Филарет Московский, Слова и речи, Т. 3, 47 СЛОВО в день святителя Алексия, 1825, С. 95).

Свидетельство о жизни будущего века со слов преподобного Серафима Саровсккого послушник Иоанн Тихонов записал: «Ах, если бы ты знал: какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на небеси, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения, клевету с благодарением. Если бы самая эта келья наша была полна червей, и если бы эти черви ели плоть нашу во всю временную жизнь, то со всяким желанием надобно бы на это соглашаться, чтобы только не лишиться той небесной радости, какую уготовал Бог любящим Его…» (Митрополит Вениамин (Федченков) Житие Серафима, Саровского чудотворца).

«Если можно было бы найти человека, который бы не знал превращений, производимых переменами времен года; если бы привести этого странника в сад, величественно покоящийся во время зимы сном смертным, показать ему обнаженные  древа и поведать о той роскоши, в которую они облекутся весною: то он вместо ответа посмотрел бы на вас и улыбнулся – таковой несбыточною баснею показались бы ему слова ваши! Так и воскресение мертвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, не познавших, что Бог всемогущ, что многообразная премудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий. Богу все возможно: чудес нет для Него… И ежегодно повторяет природа перед глазами всего человечества учение о воскресении мертвых, живописуя его преобразовательным, таинственным действием!» (Святитель Игнатий Брянчанинов. Православный календарь 2007. М.).

На основании выше изложенного, можно заключить, что великая ценность ВРЕМЯ дана человеку, по словам Святиля Тихона Задонского, для «изменения качества своей  души, духовного перерождения посредством покаяния».

Литература

  1. Иоанн (Маслов, схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М, 1995.
  2. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные письма и проповеди. М., 2004.
  3. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995.
  4. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1995.
  5. Маслов Н.В. Схиархимандрит (Маслов) его пастырская деятельность и богословское наследие. М., 1999.

Похожие сообщения