Конспект занятия по актерскому мастерству «Мы — одно целое»

Актерское мастерство

План-конспект урока по теме:
Конспект занятия по актерскому мастерству «Мы- одно целое»

Титова Марина Юрьевна
Педагог дополнительного образования
МБУДО Карачевский ДДТ

Тема: «Актерский тренинг — неотъемлемый компонент творческого саморазвития личности»
Тип занятия: комплексное применение знаний, умений, навыков.
Цель: развитие творческого компонента личности посредством психофизических упражнений
Цель занятия: проверка теоретических знаний, умений и навыков актёрского мастерства в процессе работы над тренингами-упражнениями и этюдами, закрепление на практике.

Задачи:
Образовательные:
1. проверить и оценить уровень знаний, умений и навыков актёрского мастерства, пластики, сценической речи.
2. снять мышечные и психологические зажимы;
3. формировать способности к импровизации;
4. способствовать переходу порога сцены, преодолев страх перед публичным одиночеством.

Развивающие:
1. развить эмоционально-эстетическую сферу, образное мышление, фантазию, воображение, память, внимание, наблюдательность, чувство ритма, стремление к самовыражению;
2. развить способность к перевоплощению через создание этюдов;
3. развить физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;
4. развить умения взаимодействовать с партнёром, навыки свободного общения, коммуникабельности .
5. Развить речевой аппарат;
6. Развить пластические возможности тела,;
7. Развить умения взаимодействовать с партнёром;

Воспитывающие:
1. Воспитать умение работать в коллективе;
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнёрские отношения, любознательность, оптимистический взгляд на жизнь и собственную деятельность;
3. Мотивировать на дальнейшие занятия театральным творчеством.
4.Воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры.

Методы:
Развитие творческого потенциала ребёнка: на основе различных игр. Для построения занятий используются различные игровые варианты развивающих упражнений. В основном это варианты упражнений, используемые в обучении актеров. Т.е. при построении данного учебного занятия использованы профессиональные методы обучения учащихся навыкам актерского мастерства, сценического движения и сценической речи:

Голосо-речевой тренинг — освобождение природного голоса, формирование навыков открытого общения, систематическое совершенствованию речевого аппарата, постановка правильного дыхания, чёткой дикции.

Метод ритмического воспитания — «Ритмичность» у актера должна быть чрезвычайно развитой, чтобы он мог строить свое сценическое поведение в соответствии с творческим замыслом.

Актёрский тренинг — это непрерывная смена игр и упражнений, главная задача которых развивать у учеников внимание, наблюдательность, воображение, творческую фантазию, логическое мышление, органичность и непосредственность исполнения заданий. Элементы актерской техники вводятся постепенно, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с освоением нового материала.

Метод игровой импровизации — применяется на разных этапах обучения актера: в целях развития восприятия, воображения, живого непосредственного взаимодействия между партнерами, в действенном, этюдном способе анализа пьесы и роли, выявлении характерности и в ряде других моментов обучения.

Психогимнастика — метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Уменьшение напряжения, снятие страхов и зажимов, развитие внимания, формирование способности выражать свои чувства, эмоции, понимать невербальное поведение других людей.

Методы мотивации и эмоционального стимулирования: доброжелательность, поощрение, игра, обращение к жизненному опыту детей, поддержка, установка на успех.

Методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.

Метод усложнения заданий — от простого к сложному обязателен в обучении.

Оборудование: Ноутбук, колонки.

План хода занятий

1. Приветствие

2.Проверка домашнего задания:
— Знакомство участников со зрителем.

3. Изучение нового материала: сообщение новой темы, приемов, техникой упражнением.
Упражнения:

  1. «Хлоп-топ» ритм
  2. «Жила была бабка». «Хлопки» («Хлопки — ускорение», «Хлопок-ответ», «Хлопки хаотичные», «Хлопки – внимание»)
  3. «Технический ритм»
  4. «Чисты ушки»
  5. «Все наоборот»
  6. «Упражнение на мышечное расслабление и напряжение»
  7. Разминка тела
  8. Артикуляционная гимнастика.
  9. Голосо- речевой тренинг

4. Самостоятельная практическая работа
Показ этюдов «Зеркало»

5. Итог занятия.

Ход занятия

Приветствие

Педагог: Здравствуйте, уважаемые гости! Театральная студия «Созвездия «приветствует Вас на открытом занятии. Сегодня для учащихся 1 года обучения состоится совместное выступление перед зрителем.

Педагог:  Сейчас я хотела бы познакомить Вас с тем, чем мы занимаемся в театральной студии «созвездие».

Современный мир диктует нам свои условия: чтобы добиться успеха в жизни — надо уметь общаться. Значит, учить детей общению необходимо. Занятия актёрским мастерством в студии развивают в детях коммуникабельность. Важно учить детей думать и видеть мир самостоятельно. Поэтому одной из важнейших задач образовательной программы театра является создание дружного, творческого коллектива.

Образовательная программа предусматривает следующие дисциплины: актёрское мастерство, сценическая речь, пластика.

А теперь непосредственно перейдем к теме сегодняшнего открытого занятия: «Актерский тренинг — неотъемлемый компонент творческого саморазвития личности».

Давайте поприветствуем наших актеров. И так мы начинаем!

1.Организационный момент

Учащиеся входят в музыкальный зал и становятся в шахматном порядке и выполняют по сигналу движения со звуком (Приветствие)

2. Проверка домашнего задания

Знакомство участников со зрителем.

Каждый участник знакомит в движении ритма себя со зрителем. Приветствует зрителя.

Позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником.

3. Изучение нового материала

Упражнения : «Хлоп-топ ритм» ( учитель задает определенный ритм и движение под музыку , и постепенно меняет ритм, задача ученика, не сбиться).

Педагог: Необходимая и неотъемлема часть во время репетиции, беседы, просмотра, выполнения упражнения — это внимание. В жизни оно непроизвольно и инстинктивно. Для сцены нам нужно воспитать иное качество внимания – целенаправленное, волевое.

Упражнение :»Жила была бабка . Дети Становятся в два круга, по парам (Педагог задает ритм, задача учеников петь песню и одновременно отбивать определенный ритм: «Хлопки — ускорение», «Хлопок-ответ», «Хлопки хаотичные», «Хлопки – внимание».

Дети перестраиваются в полукруг.

Итак, следующее упражнение называется «Технический ритм».

4. Упражнение: «Технический ритм».

Педагог передает хлопок.

Задача воспитанников — поймать его. «Хлопки – внимание» «Хлопки — ускорение»,

5.Упражнения «Чисты ушки». Дети через правое плечо переворачиваются спиной в полукруг. Должны, не видя, услышать определенный ритм и передать его другому ученику.

6. Упражнение » Все наоборот». Я говорю, что им сделать, а они делают все наоборот. И так на выбывание.

7. Пластическая разминка тела.

Проходит под ритмичную музыку и под счет:

— наклоны головой в стороны;

— перекатывания головы в стороны, представив, что это мяч;

— пожимания плечами;

— «Арлекин» — сгибаем руки как марионетка и крутим в стороны;

— «Змейка» — руки на ширине плеч, сгибаем до плеча с выворотом в исходное положение;

— «Волна» — руки на ширине плеч, совершаем волнообразное движение от правой руки к левой, затем от правой ноги к левой;

— наклоны телом в стороны

8. Артикуляционная гимнастика:

Полукруг. Спинки прямо, сидят на крае стула:

— рот закрыт, облизываем языком зубы снаружи и изнутри;

— губки вытягиваем в хоботок, двигаем по часовой стрелке и наоборот;

— губки в хоботок, затем улыбка;

— рот закрыт, двигаем языком вверх, вниз, в стороны;

— челюсть неподвижна, язык толкаем в стороны так, чтобы было видно движение языка;

— тянем язык до подбородка, затем до кончика носа;

— зубы сомкнуты, опускаем нижнюю губу, обнажая зубы;

— зубы сомкнуты, поднимаем вверх верхнюю губу, обнажая зубы;

— двигаем челюстью в стороны, затем нижнюю челюсть поднимаем вверх, нижнюю – вниз.

— цокаем

9. Голосо-речевой тренинг

Программа по методике голосовых упражнений.

— Нахождение правильного направления звука у детей (мычание на звук-М). Дети садятся на корточки, обхватывают руками коленки, и стараются найти нижний звук — «М»)

— Постепенно повышение с гласными по полутонам с гласными нараспев.

— Упражнения в отдельных регистрах.

— Упражнение «Эхо»

_ Упражнение на гласные буквы:

И-э-а-о-у-ы повторить 5 раз отчетливо

добавляем би-бэ-ба-бо бу-бы ( четко проговариваем)

после этого говорим скороговорку сначала медленно потом на ускорение:

Были бы у бабы бобы, Сварила бы баба болды

Сварила бы баба болды,

были бы у бабы бобы!

ви-ве-ва-во-ву-вы( четко проговариваем)

после этого говорим скороговорку сначала медленно потом на ускорение:

Водовоз вез воду из водопровода

ри-ре-ра-ро-ру-ры

Рададендраны из дендрария,

Из Дендрария рададендраны

Зи-зэ-за-зо-зу-зы

За-за-за вот идет коза.

Педагог:  теперь вы будите повторять за мной текст в разной интонации:

От топота копыт, пыль по полю летит. ( Упражнение разрядка)

Педагог : А сейчас в завершение нашего урока, мы бы хотели показать вам творческие этюды на тему : «Зеркало». Я прошу вас присесть в творческий полукруг.

Самостоятельная практическая работа

Показ творческих этюдов детей, которые подготовили самостоятельно. Тема: «Зеркало».

Итог занятия

— Сегодня мы с вами разобрали несколько видов внимания, но на этом тема не заканчивается. Нам предстоит узнать еще очень много интересного о внимании, восприятии и воображении.

Вы узнали, что такое речевой тренинг.

Сегодня мы открыли дверь в волшебный мир театра. А войти в нее или пройти мимо решает каждый человек сам. Кто из вас хотел бы войти в эту дверь?

Вы поиграли, узнали много нового.

-Что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего занятия?

-Что же помогает актеру развивать его творческие способности?

(Правильно, внимание и восприятие.)

Те, у кого не все получалось во время тренинга, дома постараются повторить упражнения. (Называет имена ребят, кому и какие упражнения следует повторить дома).

Рефлексия.

По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы дарим друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы. Оцените, как прошло наше занятие. Оцените работу ваших товарищей. Оцените свой вклад в работу. Всем спасибо!

Прощание. (Звучит музыка, которая звучала в начале урока, дети начитают создавать ритм «Одного целого», встают поочередно и выстраиваются в финальный рисунок).

Педагог:  Спасибо всем за внимания, до новых встреч.

На сегодня наше занятие закончено.